ЗИЛ-4102, 1989

Остается лишь удивляться: сколько в 1990-х — начале 2000-х было увлекательных проектов, планов, идей. С каким, пусть в основном и наивным энтузиазмом, конструкторы и дизайнеры наших заводов мастерили концепты и прототипы.

Кое-что стало-таки реальностью, но подавляющее большинство проектов осталось в истории ослепительными вспышками творческих порывов постсоветского автопрома. Припомним недавнее, но уже далекое прошлое…

Экспресс перестройки подгадали к XIX партконференции, потрясшей всех не по-социалистически смелыми выступлениями. Автомобиль имел совсем новый несущий кузов, независимые подвески, но агрегаты модели 41047. Сделали два прообраза. Как шутили на заводе: один для генсека — Михаила Сергеевича Горбачева, другой для его жены Раисы Максимовны. В упрощенном виде клички машин звучали, естественно, «Мишка» и «Райка». В то пора стране было не до нового членовоза. На том все и кончилось.

ГАЗ-3105 Волга, 1990

Большенный просторный полноприводный седан с новым V8 рабочим объемом 3,4 л, мощностью 170 л.с., призван был переменить похороненную демократизацией и борьбой с привилегиями Чайку ГАЗ-14. Машину оснастили целиком независимыми подвесками, ABS тормозов. Но тираж составил итого 55 экземпляров. В первую очередь автомобиль предназначали для чиновников, а они уже распробовали иномарки.

ИЖ-2126 4х4, 1994

Представлялось бы, вот что нужно российскому потребителю: недорогой, незамысловатой конструкции автомашина с полным приводом. Идею подкинула ижевская тюнинговая фирма «Норма» и с энтузиазмом ее подхватил завод. Сделали образчики с моторами УЗАМ, ВАЗ и даже Hyundai. Была версия и с самостоятельной задней подвеской. Но репутацию и рыночные позиции ИЖей уже невозможно было избавить ни полным, ни задним, ни передним приводом. Тем более что полноприводный автомашина приближался к иномаркам… Но только по цене.

ГАЗ-3111 Волга, 1998

В этот проект мы особенно веровали или хотя бы хотели верить. Оригинальный дизайн, новоиспеченный салон, впрысковый двигатель ЗМЗ (обещали и дизель), новоиспеченная передняя подвеска и рулевое. В довесок планировали ближние по дизайну ГАЗ-3103 и 3104 с передним и целым приводом. Автомобили даже начали продавать, но чиновникам они, удобопонятно, «не показались», простых же смертных отпугивал ценой и славой марки.

Длинные и короткие Москвичи, 1998

Лихорадочные розыски своего пути в конце 1990-х привели Московский завод к созданию на базе конструктивно недурного, но дурно и из бракованных деталей собранного Москвича-2141, долгих, а потом и коротких автомобилей непонятного назначения. Апогеем этой деятельности сделался самый длинный и самый устрашающе-безвкусный Иван Калита. Были даже полноприводные машины с индексом 2144. Московские чиновники, каких пытались посадить в эти автомобили, сторонились их с той или иной частью вежливости. А купить такое за свои желающих было еще меньше. Совершенно скоро все это закончилось.

УАЗ-3165 Симба, 1999

Это должна была быть великая революция! На смену уже тогда отчаянно престарелой «буханке» планировали семейство симпатичных машин: вэн, фура, грузовик с впрысковым 130-сильным двигателем, передними дисковыми тормозами и нынешним дизайном. Автомобиль показывали на выставках, последний раз в 2003-м уже в версии 3165М. В Ульяновске потихоньку начали испытания. Но завод не тянул подобный проект, а больше им никто не заинтересовался.

Мишка, 1999 г.

«АСМ-Холдинг», сооруженный на осколках Минавтопрома, затеял в конце 1990-х странный проект — создание микроавтомобиля для сборки из малопонятно каких агрегатов, непонятно кем и непонятно где. Писали о неких тонких предприятиях, вплоть до гаражей и макаронных фабрик. Первоначальный Мишка представлял собой неважно склеенный из стеклопластика ходовой макет с узлами серийной Оки. После несколько лет на выставках показывали увеличенные машины на узлах Таврии. В том числе пикап и даже бензоэлектрическую версию. Ну а еще после проект вместе с АСМ-Холдингом растворился в тумане истории…

Кинешма, 1999

Пожалуй, самый курьезный проект рубежа ХХ столетия — мотоколяска завода «Автоагрегат» с 11- и 13-сильными моторчиками (в том числе от американской повозки для гольфовых пустотелее!), коробкой с последовательным переключением и лавочками, обитыми самым недорогим дерматином. Машинку стоимостью 1000 долларов предназначали небогатым гражданам и, с особым цинизмом — инвалидам. Самым ослепительным пятном в истории Кинешмы осталась история про торговлю нескольких машин в Испанию… для езды между линиями апельсиновых деревьев.

ГАЗ-3106, 1999

Нижегородский вседорожник с просторным кузовом и пристойной отделкой, мотором ЗМЗ-406 (планировали и дизельный Steyr) и горластым дизайном впервые показали в 1999-м. Потом стилистику причесали, сделали ходовые образчики и возили автомобили по выставкам. В конце 2004-го огласили цену — 12 000 долларов, в 2005-м проект затворили.

ВАЗ-21116-04 (Lada GTi 2.0), 2000

Полноприводный универсал со 150-сильным 2,0-литровым двигателем Opel и трансмиссией с вискомуфтой вроде бы отвечал чаяниям и чаяниям российских покупателей. Вот только был дорог. Показалась и версия ВАЗ-21113-04 с отечественным агрегатом. Помнится, подобный автомобиль участвовал в нашем пробеге Москва — Владивосток и в цельном показал себя неплохо. Но серийное производство подобный версии так и не начали.

ВАЗ-2151, 2002

Универсал классической компоновки с совершенно новым кузовом, увеличенной по сравнению с «четверкой» длиной, вышиной и колесной базой, показанный на выставке в Москве, потребовал интерес у наиболее консервативной части поклонников ВАЗов. Двигатель на прообраз поставили 1,7-литровый, как на Ниве, подвески переделали: спереди — McPherson, сзади — амортизаторные стойки, спереди — вентилируемые тормоза. Но завод на создание и подготовку производства еще одной новоиспеченной модели был явно не способен. А вскоре вопрос с классикой отвалился сам собой.

ВАЗ-1121, Ока-2, 2003

Попытки модернизировать Оку начали чуть ли не до основы ее серийного производства. Сначала планировали немного облагороженный вариант с двухцилиндровым двигателем повышенного объема. Потом ВАЗ показал футуристический концепт. Наконец, в 2003-м представили немало земной и симпатичный вариант со стандартным 33-сильным двигателем 0,75 л. Топовую версию предполагали оснащать 4-цилиндровым агрегатом ВАЗ-2111. Четыре образчика даже пошли на испытания, но все закончилось как обычно.

ГАЗ-3115 Волга, 2003

Одинешенек из последних проектов эпохи «громадья планов». Заднеприводный седан с совсем новым кузовом и подвесками (сзади — независимая многорычажная), c дисковыми тормозами «по сфере» рассчитывали под гамму двигателей рабочим объемом от 1,7 л. На многоопытном образце стоял, разумеется, мотор ЗМЗ. Дорогостоящему проекту с мглистыми перспективами предпочли «бюджетный»: постановку на производство чуть перевёрнутого Крайслера. Судьба этой модели была получше, чем ГАЗ-3115, но — ненамного.