Как сообщалось ранее, Банк России усилил проверки счетно-сортировальных машин, определяющих подлинность купюр, находящихся в обращении.

За несоответствие ССМ заявкам штрафы не предусмотрены, ЦБ лишь направляет в банк информацию о том, что показанная машина не может использоваться. Поэтому добиться сокращения нарушений можно лишь частотой проверок, объяснили в Банке России.

Мы адресовались за комментарием к Виктору Ионову, эксперту-консультанту по банковским технологиям, партнеру компании Currency Research (США).

Виктор Ионов: Необходимо отметить присутствие общей тенденции повышения требований со стороны Банка России к кредитным организациям в различных сферах банковской деятельности. Что же прикасается обработки банкнот, то сортировщики банкнот с набором детекторов, позволяющих испытывать более 10 признаков платёжеспособности банкнот с производительностью свыше 100 тысяч банкнот в час, а также распределять их по категориям подлинности и ветхости довольно активно стали применяться в мире ещё в 80-е годы прошедшего столетия. Причём не только в центральных, но и в крупных коммерческих банках.

В России попытки внедрения подобной, высокопроизводительной техники в кредитных организациях предпринимались с половины 90-х. Однако, в силу кризисных явлений в экономике и из-за недооценки возможностей таких систем они так ни к чему и не повергли. И лишь в начале 21 века в операционных кассах банков сделались появляться счётчики банкнот с 3-4 детекторами. Несколько запоздалее их дополнили более совершенные счётно-денежные машины (СДМ): счётчики-сортировщики банкнот («двухкарманники»), мини-сортировщики банкнот, настольные многокарманные сортировщики.

В заключительнее десятилетие в России с целью снижения издержек денежного витка наконец-то начали внедряться технологии рециркуляции банкнот. Потому в банках стали применять рециркуляторы банкнот TCR (Teller Cash Recycler) и банкоматы с функцией рециркуляции. Однако, как демонстрирует практика, стремясь сэкономить на технике, в некоторых банках приобретали машины подешевле, с несложными банкнотоприёмниками. По качеству детекции они могли уступать даже платёжным терминалам, применяемым в ритейле.

Собственно для того, чтобы обеспечить чистоту банкнот в обращении и качественную проверку их подлинности, начиная с 2008 года (Поза № 318-П от 24.04.2008 г.) Банком России было выдвинуто заявка распознавания не менее четырех из шести машиночитаемых хаки признаков банкнот Банка России. Которое, впрочем, не потребовало энтузиазма в кредитных организациях – банки по-прежнему не влеклись тратить деньги на технологии обработки банкнот, находя, что это им невыгодно.

Очередным шагом ЦБ РФ, исходя из опыта Европейского центрального банка (ЕЦБ), сделалась организация тестирования оборудования, предполагаемого к использованию в кредитных организациях, в Сервисном середине Банка России. Рекомендации публикуются на сайте ЦБ РФ http://cbr.ru/Bank-notes_coins/?PrtId=devices. Однако, практика показала, что кушать серьёзные проблемы с эксплуатацией и настройкой даже протестированных образов ССМ в коммерческих банках: около половины проверенных машин не минули испытания на тестовых банкнотах в ходе первых проверок комиссиями ЦБ РФ. Подобная ситуация возникла и у кое-каких моделей банкоматов, принимавших банкноты с достаточно незамысловатой имитацией машиночитаемых хаки признаков (т.н. «фальшивки для банкоматов»). Причина во немало случаях заключалась в недостаточном уровне подготовки, а то и халатности персонала банков. Проверки, коротаемые регулятором, позволили снизить количество нарушений в 5 раз немного, чем за 3 года.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Банк России ужесточает заявки к качеству проверки подлинности, не говоря уже про требования к дефиниции ветхости банкнот. Хотя пока это ужесточение носит будет либеральный характер. Отсутствие комиссии за обработку и выдачу национальной валюты, а также положительных штрафов за нарушение требований регулятора расслабляет российские кредитные организации. И не стимулирует внедрение новоиспеченных технологий обработки банкнот и монеты: как в коммерческих банках, так и в ритейле.

Вследствие этого, мы по-прежнему фиксируем отставание от немало западных стран в вопросах снижения издержек наличного денежного витка, возможно, уповая на скорый переход к «безналичному обществу». Что, как демонстрируют итоги недавней конференции по наличному денежному витку CCS Europe (Будапешт, 20-23 марта 2017 г.), является утопией: лишь 2% делегатов ожидают, что через 15 лет наличные денежки почти полностью исчезнут.

Ещё одной проблемой, на какую стоило бы обратить внимание, является уровень подготовки кассовых работников дефиниции платежеспособности и подлинности денежных знаков Банка России и подлинности банкнот иноземных государств. Несмотря на рекомендации Банка России в линии случаев обучение проводится формально, лишь для того, чтобы получить документ о прохождении курса, причём по сжатой программе. Иногда оно проводится лекционным методом по 50 и немало человек или вообще дистанционно, через Интернет, при этом проверка знаний, навыков и умений не производится вообще или производится формально. Потому комиссиям ЦБ РФ, проверяющим настройку банковской техники, здорово было бы проводить и выборочную проверку уровня подготовки персонала кредитных организаций с точки зрения познания им нормативных документов Банка России и умения утилитарны работать с денежными знаками Банка России и иноземной валютой.

Таким образом, если мы действительно желаем успешно развивать банковскую систему в России с мишенью улучшения качества банковских услуг, повышения эффективности и снижения издержек цикла наличного денежного витка, то усиление требований Банком России в сфере НДО, а также и спроса за их выполнение можно лишь приветствовать.