У кризиса есть две стороны: для большинства это трудные времена, связанные с утратой клиентов, изменение привычных условий ведения бизнеса. Предлагаем посмотреть на кризис, как на отличную возможность сломать постылые стереотипы, искать новые возможности и стимулы развития. Чтобы извлечь из кризиса лишь необходимый стимул-эффект, а не пасть «в неравном бою», необходимо держаться 10 правил: 1. Сократите затраты до минимально вероятного уровня. Сейчас не время для дорогостоящих ремонтов и масштабных маркетинговых кампаний. Ревизию вытекает провести среди поставщиков: ищите более выгодные обстоятельства. Оптимизируйте персонал, проанализируйте его эффективность. Возможно, бизнес будет пять функционировать и при его сокращении. 2. Пересмотрите объем своего кредитного портфеля. Валютные кредиты сведите на нет. Постарайтесь хватать минимально необходимые суммы, ищите банки с оптимальными процентными ставками. 3. Продолжайте сотрудничество лишь с надежными, финансово стабильными дебиторами. 4. Ищите импортозамещающую продукцию. Если же ввоз неизбежен, застрахуйте валютные риски при помощи форвардных валютных контрактов. Это позволит зафиксировать курс на момент подписания контракта. 5. Привлечь инвесторов и избежать недоразумений с контролирующими органами позволит оперативная и сквозная отчетность.
6.
Проанализируйте свои активы, часть из них может пополнить ваши денежные оружия. Часть автопарка, недвижимость или оборудование можно реализовать, а пустующие помещения сдать в аренду. 7.
Пересмотрите свою стратегию: вероятно ли занять новую нишу, перейти в другой сегмент базара. Близость к «большим деньгам» поможет пережить кризис: обратите внимание на тендеры крупных компаний и госзакупки. 8.
Повышайте эффективность торговель. Максимально используйте рекламные возможности онлайн, стимулируйте труд отдела продаж. В кризис особенно привлекают клиентов всевозможные акции и спецпредложения. 9.
Разыскивайте пути отступления, план Б. Выберите несколько ниш, куда ваш бизнес может переместиться в случае критического падения спроса. Особенно уделите внимание целевой аудитории: в кризис люд меньше тратят, стараются отремонтировать и сохранить то что у них уже есть, а не купить новое. 10.
И самое главное: не стоит калечить отношения с партнерами и кредиторами. Даже если обстоятельна вынуждают вас преступить данные обязательства, сообщите об этом своим партнерам. Банку выгодно получить от вас свои денежки, и он будет искать пути решения временной неплатежеспособности, вероятно, пойдет на изменения в кредитном договоре. Помните, кризис пройдет, а ваша слава останется с вами навсегда. Рано или поздно кризис подлинно закончиться. Малому бизнесу, конечно, не под силу менять глобальные экономические процессы, но он может верно под них подстроиться. Для того чтоб пережить кризис, необходимо к нему правильно подготовиться. Тяжелые времена переживут самые организованные.