Как ни крути, а закон об ОСАГО не дает покоя российским законодателям. То с одной сторонки, то с другой к нему пытаются подобраться и как-то его подкорректировать. А социальные объединения с завидным постоянством отбивают все эти попытки. Такая же ситуация возникла с потребительскими штрафами, какие пытается обойти Российский союз автолюбителей. РСА разрешил действовать методами чиновников и тоже поправить закон об ОСАГО. Союз предлагает подкорректировать закон в части, которая прикасается ситуаций, когда страховщик вынужден выплачивать потребительские штрафы. Напомним, сейчас если страховая компания в суде проигрывает препирательство о выплатах, то она вынуждена раскошелиться на 50% потребительского штрафа.
Платить — не платить…
Альянс автолюбителей предлагает внести в закон об ОСАГО пункт о том, что если страховая компания, продувшая судебный спор, касающийся страховых выплат, выплатит доля возмещения в течение тридцати дней, которые и отведены по закону, то она не будет обязана уплатить еще и потребительские штрафы. Министерство финансов под занавес прошедшего года предложил внести в закон об ОСАГО исправление, которая выводит «автогражданку» из-под юрисдикции закона, отстаивающего права потребителей. Но сразу после новогодних праздников Верховный суд устремил российским законотворцам письмо, в котором указывал на невозможность таких поступков и настаивал на том, чтобы к ОСАГО применялся Закон о защите прав потребителей.
Правый уход от штрафа или занижение выплат?
С одной сторонки действия союза автолюбителей продиктованы здравым резоном. РСА предлагает урегулировать потребительские штрафы, а, точнее, их применение в доли «автогражданки», в законе об ОСАГО. По мнению членов союзы, если страховая компания добровольно выполнила желая бы частично свои обязательства по возмещению страховых выплат, то тогда ее не должны прикасаться потребительские штрафы. Однако есть и обратная сторонка этой медали. Юристы уже говорят о том, что такое поза (если оно будет внесено в закон об ОСАГО) даст возможность страховщикам существенно урезать выплаты, не осуществляя страховое возмещение в оговоренные законом сроки. Удобопонятно, что не стоит утрировать ситуацию. Однако поправки в том облике, в котором они предлагаются РСА как раз и могут довести ситуацию со страховыми выплатами до абсурда. То есть, если страховая компания в течение тридцати дней, выделенных законом, выплачивает желая бы один рубль, то с полным правом может настаивать на том, чтобы ее отпустили от выплаты 50% потребительского штрафа. Ведь частично выплата была реализована. Так что Союзу автовладельцев, скорее всего, придется существенно подкорректировать предлагаемые исправления, если они хотят, чтобы эти поправки были зачислены. Пока что юристы обращают внимание на то, что предлагаемые союзом поправки противоречат позиции Верховного суда.