Бизнес эксперимент в торговле пряжей
Рассказывает Мария: Мне 37 лет, у меня есть сын 6 лет. Я живу в маленьком городе (население около 150 тыс) (пометка специалиста – размер города вполне позволяет раскрутить серьезный бизнес). Это моно-город. По профессии я инженер-программист, тружусь системным администратором в газовой компании. Зарплата у меня небольшая, но по меркам нашего города нормальная. Начиналось все с хобби. Оно вполне традиционное — я обожаю вязать, вяжу я на машине и довольно хорошо (пометка специалиста – одинешенек из лучших вариантов открытия бизнеса это именно хобби). Я разыскивала пряжу для собственных нужд в интернете и поняла, что можно покупать гуртом за небольшие деньги, сделала сайт в интернете, отведала продавать через него — продаж было весьма мало, хотя они были. Поэтому решила отворить отдел. Сначала дела шли не плохо. Потом исподволь стали ухудшаться. К тому же таких «умных» как я, в городе сделалось появляться все больше. Я решила заниматься только пряжей — профессиональной и «любительской». Можно было бы взять и иные виды рукоделия, но таких отделов по городу уже было довольно. Мой магазин отличается по ассортименту от всех других, но специфических покупателей не так немало. Обстоятельств очень много ( а может и оправданий :)), но перечислю по мере значимости:
- Собственная ленность. Свой бизнес такая штука (я думаю Вы со мной согласитесь), какая требует внимания 7 дней в неделю и все то время, что человек не почивает. Невозможно в пять часов вечера закрыть дверь своей конторы и позабыть о ее существовании, потому что иначе ты быстро окажешься в хвосте и немало шустрые конкуренты реализуют все твои планы и мечтания. Собственный бизнес — это работа, работа, работа, и не значительно какого он размера — маленький магазин или большое производство. По крайней мере в начальном этапе. (полностью согласен с автором)
- Страх и вытекающая из него (в моем случае) нехватка поре. Хроническая.
Я так и не решилась уйти в свободное плаванье и кинуть основную работу (пометка специалиста первая положительная ошибка автора, построить свой успешный бизнес можно лишь 2 способами: 1. Отдать себя полностью бизнесу 2. Уплатить деньги тому кто отдаст себя этому делу (нанять директора, не наилучший вариант). Совмещать оказалось практически не реально. Бизнес небольшой, но я тяну его одна (сам себе рекламщик, сам себе бухгалтер, маркетолог и т.д.). Два года назад я расплодилась с мужем (который совсем мне не помогал) — существовать стало легче :), но на иждивении остался махонький ребенок с проблемами по здоровью. Поэтому уход с труды вообще перестал рассматриваться. Результат – лавка топчется на месте, развития нет.
- Нехватка денег. Я начинала заниматься собственно торговлей практически с нуля. (точнее у меня было 50 тыс рублей). Кредиты я не хватала. Сейчас в обороте около 300 тыс. Но для торговли необходимы ДЕНЬГИ. Люди привыкли к выбору, стали капризны. Они привыкают к формату вящих магазинов, где «все есть». Чтобы создать такой лавка нужны достаточные средства. (пометка специалиста – при отсутствии денежек стоит двигаться именно в направлении узконаправленном потихоньку расширяя ассортимент).
- Персонал. Престарелая истина — НЕ БЕРИТЕ на работу родственников. Мне казалось, что несложнее договориться со своими. Да, сначала все просто и удобно, но после родственники постепенно садятся на шею, и вот тут уже все перетекает в личные разборки. Персонал вообще весьма сложная тема. Я не могу платить большую зарплату, а на махонькую приходят совершенно ненужные люди.
Их сложно контролировать, они в большинстве попросту «тупые». Сейчас у меня работает сестра, с какой стало очень проблематично и пенсионерка, с которой в всеобщем все хорошо, кроме дачного периода. (пометка специалиста – развивая подобный маленький бизнес необходимо самому быть продавцом на своей точке, никто не сделает для Вас лучше Вас самой. Сопоставите зарплату своего продавца и свою и определите чем накрыть разницу в ней. Во первых Вы увеличите продажи на точке, так как Вы являетесь специалистом в этом направлении и сможете более качественно проконсультировать потенциального покупателя так же Ваша собственная заинтересованность не позволит Вам упускать клиентов). Это основные моменты, какие одинаково значимы для любого бизнеса и любого региона. Сейчас конкретно мой случай.
- Отсутствие у людей денег. В нашем городе одно крупное производство обеспечивает трудом большую часть жителей. Соответственно все одновременно получают или не получают зарплаты. Кушать заказы — город жив, нет заказов — город только расплачивается по кредитам. Сейчас дела обстоят не весьма хорошо. (пометка специалиста – отчасти это правда, но этот вид деятельности не подразумевает крупных трат покупателя и этот фактор не на столько значим как может показаться изначально).
- Рослый уровень конкуренции, предельный по моему мнению, так как не дает нормально получать никому. Это временное явление, но пережидать тоже необходимы средства и терпение. Я не могу поднять цены, так как конкуренты содержат их на очень низком уровне (не знаю чем живут — с витка может..). Моя наценка от 30% до 150%. В посредственном 70%. Это даже иногда чуть выше, чем у иных. (пометка специалиста – конкуренция есть везде, прочертите маркетинговые шаги которые выделят Вас на общем поле конкуренции, вариантов множество (допустим спицы в дар при покупке 3 мотков пряжи). Нарабатывайте постоянных клиентов.)
- Отсутствие нормальной рекламы. Да, я подавала периодически объявления на местном телевидении, расклеивала объявления по зоне, заказывала рекламу на листовках в лифтах, но на что-то существенное уже не было денежек. (пометка специалиста – вторая грубая ошибка автора, РЕКЛАМА ДОЛЖНА Шагать ВСЕГДА, какая это будет реклама другое дело, если нет денежек, расклеивайте объявления по подъездам, давайте объявления на здешних интернет порталах (они бесплатные)).
- Отсутствие хорошего торгового пункты. Это ОЧЕНЬ важно! (пометка специалиста – полностью согласен с этим). В начине я сняла микроскопический угол в магазине около своего дома. Покупатели бывальщины, но в основном местные, потому что район удален от середины. Потом подобрала место в торговом центре в плотнонаселенном зоне с хорошей транспортной развязкой и было все неплохо. НО! Небольшой бизнес в нашем городе постепенно хиреет (вытесняют федеральные сети), потому сейчас из ТЦ активно съезжают предприниматели. Пустой ТЦ никому не увлекателен. И так почти везде. Свободных площадей полно, желая еще в 2010 я просто ничего не могла найти в середине.
- Мой бизнес исключительно сезонный. Всю весну и лето (5 месяцев) мы трудимся в убыток (пометка специалиста – определите категорию товара той же направления которая будет востребована всесезонно, более того можно стимулировать покупателей на приобретение и льющегося товара, об этом ниже по тексту). Осень и зима ( 7 месяцев) с барышом.
Закрываться на лето я не могу, люди не придут и осенью. Прошедший год в связи с временным закрытием и переездами закончили с уроном -7 тыс. Этот год однозначно с прибылью, думаю 30-50 тыс. Но это по итогам года.
Рекомендации автору
Как и обещал в конце желаю подвести итог и дать автору рекомендации какие выведут его бизнес из затяжного падения в котором очутился его бизнес.
Продавец для своего бизнеса
В общем-то рекомендацию по этому предлогу я написал уже выше. Хотите построить бизнес – увольняйтесь с труды и займитесь развитием своего дела. Можно вообще прибрать продавцов и работать самой сделав себе 1 выходной и подстроив график труды под себя. Думаю что 2 Ваши продавца зарабатывают не меньше чем Вы. Так что можете себе сделать з/п в размере заработных плат 2х продавцов какую будете забирать ежемесячно, а на остальные деньги развивайте бизнес.
Торговое пункт
Подводя итог того что предприниматели ринулись из торговых середин и в них нет посетителей рекомендую автору рассмотреть вариант открытия своей точки в швейном ателье. Условитесь с владельцем об аренде 4-10 кв.м. в ателье и получите следующие преимущества:
- Стоимость аренды должна быть не рослой ведь по сути данные площади не являются торговыми
- В ателье могут приходить Ваши потенциальные покупатели (без рекламы).
- Ателье весьма редко съезжают с наработанных мест.
Торговая витрина
Помимо торговли пряжи я бы рекомендовал Вам начать продажу собственных изделий какие Вы вяжете. Сделайте отдельную витрину и выкладывайте собственные товары на торговлю. Изделия ручной работы стоят довольно дорогостояще. Вязать можете в зависимости от сезона, носки, шарфы, свитера, кофточки вплоть до платьев и нательного белья вариантов тут множество. Так же изделия выкладывайте на собственный сайт. Вязать можно прямо сидя у себя на точке, ведь у вас цельный день свободен. Постепенно наработаете постоянных клиентов не лишь на покупку пряжи, но и на покупку собственных товаров. Тут Вы разом можете расширить ассортимент пряжи которую продаете ведь Вы будете вязать сами и пробуйте различные нити, расцветки и т.д. (к сожалению я не специалист именно в вязании потому здесь решать должны Вы сами.) Так же не забудь-те что первым покупателем своей пряжи будете собственно Вы. То есть покупайте ее для того чтобы вязать изделия у себя же и добросовестно ложите денежки за товар в кассу (понимаю что звучит глупо, но уверяю это поможет раскрутить бизнес быстрее). Ну а продавая изделия забирайте из их стоимости денежки которые потратили на расходные материалы. Так же обязательно предлагайте услуги по вязанию на заказ, размышляю конкуренция тут будет минимальна.
Реклама торговой точки
- Визитки. Непременно закажите визитки для своего магазинчика, обязательно покажите на них что занимаетесь вязанием на заказ, а так же адрес своего сайта ну и природно товар который Вы продаете. Возможно сделайте на них скидку 5%.
- Буклеты. Закажите цветные буклеты двухсторонние, на одной сторонке реклама самого магазина и товаров (пряжи и изделия ручной труды), на второй услуги по вязанию, не забудь-те указать помимо адреса лавки адрес сайта. Буклеты распространите по почтовым ящикам прилегающих микрорайонов и разносите их еженедельно.
- Объявления на подъезды. Расклейка объявлений непременна, еженедельно. Так же реклама услуг по вязанию, продаже пряжи, отрывные листки с телефоном и адресом сайта. Так же ближайшие микрорайоны.
- Реклама в интернете. Размещайте бесплатно объявления в интернете со ссылкой на Ваш сайт, адресом, номером телефона и обликами услуг с товарами.
Больше на этом этапе никакой рекламы не надо, так как поступки от нее не будет, расходы велики – а результат будет почти нулевой. Вот такие рекомендации я желал бы дать автору. Они помогут наладить Ваш бизнес на 50%, вторые 50% как Вы соображаете зависят уже от самого автора! Ну а я в конце хотел бы пожелать Марии успехов в бизнесе и сил победить эти временные проблемы! Если у кого-то есть проблемы со своим бизнесом, Вы можете так же адресоваться ко мне и я бесплатно проведу анализ Вашего бизнеса и выложу на сайте руководство по исправлению промахов.