Техосмотр закрывает двери перед новоиспеченными видами страхования. Но, тем не менее, это так. Хотя, будет вернее сказать, что эти самые двери закрывает перед страховыми компаниями Федеральная служба, занимающаяся финансовыми базарами, правда, из-за техосмотров.
Закон об ОСАГО подкинул проблем
Уже почти год работает измененный закон об ОСАГО и почти год страховщики пытаются избежать кары, рассчитаться с надзорными органами за выданные полисы ОСАГО без талонов ТО. На первоначальный взгляд все просто – нарушил, получил предписание об устранении нарушений, ликвидировал и вновь чист перед законом. На деле все оказывается сложнее и запутаннее. Уложился замкнутый круг, из которого невозможно пока вырваться.
В цельном ситуация пока выглядит так. Страховщик нарушили закон об ОСАГО, выдав полисы ОСАГО без талонов ТО. При том, что закон четко спрашивает указывать в заявлении, которое пишет автовладелец, реквизиты талона ТО. Это заявление остается у страховщика. Так что надзорный орган в любой момент может проверить, был ли соблюден закон об ОСАГО при выдаче полиса. Как очутилось, далеко не все страховые компании перестроились с 1 января, когда закон, собственно, и начинов действовать. Как всегда в таких случаях, за нарушением последовало кара. Скорее, даже не наказание, а требование устранить нарушения. Это значит, что выданные полисы ОСАГО без талонов ТО должны быть аннулированы. Но страховщики «стонут» и «рыдают». Потому что, по их словам, устранить нарушения невозможно. Но, не исполнив предписания Федеральной службы, какая контролирует финансовые рынки, работать дальше также невозможно.
Начнем с заключительного – с ограничения права на работу. Пока предписание не сброшено (а снято оно не может быть, пока страховщики не выполнят заявки ФСФР), страховая компания не имеет права обнаруживать у себя новые виды страховой деятельности. Так, компания решила начать страховать ответственность перевозчиков. Но преступленный закон об ОСАГО и выданное в результате предписание, не подают открыть у себя очередной вид страхования. Казалось бы, что может быть несложнее – исправьте нарушение и работайте дальше. И тут стоит адресоваться к невозможности выполнить предписания, многие из которых бывальщины выданы еще в конце января. Причем их получили даже такие крупные компании, как «Росгосстрах». Но воз никуда не сдвинулся с пункты, потому что, по словам страховщиков, нереально заставить страхователя, получившего полис ОСАГО без талонов ТО, миновать в принудительном порядке техосмотр. У страховых компаний нет для этого никаких рычагов воздействия на клиентов. ФСФР настаивает на том, что такие соглашения должны быть расторгнуты, а потом заключены по новоиспеченной, уже с учетом талонов техосмотра. Однако в договорах показано, что они можно расторгнуть, если обе стороны согласны. Так что если автовладелец отрекается от этого, то сделать ничего нельзя. Также как и признать выданные полисы недействительными. Желая последнее прописано в законе. Теоретически это происходить сквозь суд. Но в данной ситуации у суда нет никаких оснований прислушаться к страховщикам, и не принимать в расчет аргументы страхователей.
Страховщики просят ФСФР услышать их
Представители страховых компаний подчеркивают, что не видают законных способов исполнить предписания. Поэтому помечают, что ФСФР, выдвигая подобные требования, не учитывает позы законодательства.
Федеральная служба, естественно, с этим не согласна. Кто кого переспорит – пока невесть. Но уже понятно, что страховщики столкнулись с серьезным ограничением своей деятельности.