Несмотря на падение степени доходов россиян, они по-прежнему охотно берут потребительские кредиты, в то пора как банки только сокращают объемы их выдачи или выставляют жесткие требования к тем, кто хочет получить деньги на льющиеся расходы, для покупки товаров или оплаты услуг. В подобный ситуации большим спросом стали пользоваться займы от микрофинансовых организаций – компаний, какие ведут свою деятельность в соответствии с законом о микрофинансовой деятельности и предлагают микрозаймы по упрощенной процедуре без детальной оценки платежеспособности заемщиков и большенного пакета документов. С другой стороны, микрофинансирование – это крайне привлекательная сфера для тех, кто желает организовать собственный бизнес, так как для этого не требуются глобальные капиталовложения, особенно если выговор идет о франчайзинге, когда в роли франчайзера выступает коммерческий банк.

Риски микрофинансирования.

На первоначальный взгляд деятельность МФО сулит большую прибыль: с одной сторонки, даже небольшие компании быстро «обрастают» клиентами и не чувствуют недостатка в желающих получить деньги для решения своих финансовых проблем, с иной стороны, микрозаймы выдаются по ставке от 1,8-2% в день, что является закладом их безубыточности. Но это не всегда соответствует действительности, так как микрофинансирование сопряжено с вящими рисками, о которых доложен знать начинающий предприниматель. Прежде итого, это уровень невозврата оформленных займов, который составляет не немного 50% от выданного объема заемных средств (смысл этого показателя необходимо занести в бизнес-план, чтобы ввести адекватные процентные ставки, которые помогут избежать уронов). При этом, в зависимости от изменения платежеспособности граждан, смысл данного показателя может меняться, что должно отражаться на стоимости выдаваемых микрозаймов. Если при организации МФО предприниматель разрешит воспользоваться франчайзингом, то это накладывает дополнительные ограничения на его деятельность. Так, если франчайзер сделается для него своеобразной опорой при ведении бизнеса, то он также будет диктовать свои обстоятельства осуществления кредитной деятельности и любое отступление от введённых правил может являться поводом для расторжения соглашения о сотрудничестве. Кроме того, иногда франчайзинги даже тащат административную или уголовную ответственность, например, за обналичивание средств материнского капитала, что запрещено действующим законодательством.

Затраты по организации пункта выдачи займов.

Для организации стационарного пункта выдачи микрозаймов потребуется небольшое помещение площадью возле 30 квадратных метров, которое можно обзавестись или взять в долгосрочную аренду (при этом МФО могут успешно трудиться не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, где численность народонаселения не превышает 50 тыс. человек). В зависимости от расценок, стоимость аренды может составлять до 50 тыс. руб., при этом также придется обзавестись необходимую офисную мебель, оргтехнику и нанять 1-2 специалистов для сервисы клиентов. Кроме того, потребуется сейф для хранения наличных средств, в то время как оборудование кассового узла не является непременным требованием для ведения микрофинансовой деятельности. Изначально зарплата сотрудников должна составлять желая бы 20 тыс. руб., причем рекомендуется использовать материальные стимулы (премии, бонусы и т.д.) для поощрения сотрудников и улучшения качества их труды. Если компания нацелена на долгосрочную и продуктивную труд на кредитном рынке, то ежемесячно ей придется тратить 50-70 тыс. руб. на рекламирование своих услуг. Но это может быть не лишь размещение рекламы в Интернете, прессе или на телевидении, а и распространение рекламной продукции в пунктах постоянного скопления людей (в торговых центрах, на остановках социального транспорта и т.д.). По приблизительным подсчетам при стартовом капитале в 1 млн. руб. компания сможет выдавать займы в сумме до 5-7 тыс. руб. по ставке 2% в день. Таким манером, если ежемесячно объем кредитования будет составлять 700 тыс. руб., то затраты на организацию МФО окупятся уже через 2-3 месяца. А если использованная бизнес-модель очутится эффективной, то уже через 6 месяцев можно будет отворить еще одну точку обслуживания клиентов.