Министерство финансов РФ опубликовало 23.03.2010 проект распоряжения о внесении изменений в бланки форм бухгалтерской отчетности организаций. Намечается, что приказ вступит в силу с годовой отчетности за 2011 год, но организациям будет предоставлено право применять его для бухгалтерской отчетности за 2010 год.

Проект распоряжения размещен для ознакомления. Это касается, в первую очередь, бухгалтеров, аудиторов и иных заинтересованных лиц, которые могут вносить предложения по доработке, на основании каких Министерство финансов примет окончательное решение по реформированию бланков конфигураций бухгалтерской отчетности.

Согласно предлагаемому проекту распоряжения будут утверждены новые бланки форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерского баланса (конфигурация №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), отчета об изменениях капитала (конфигурация №3) и отчета о движении денежных средств (конфигурация №4).

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и уронах, которые ранее расшифровывались соответствующими справками, сейчас должны оформляться в табличной или текстовой форме по устанавливаемым образчикам.

Что касается самих форм бухгалтерской отчетности, то организации, как и прежде, могут самостоятельно разрабатывать их содержание, используя как основание конфигурации, утверждаемые данным приказом.

Для предоставления в органы государственной статистики во всех конфигурациях отчетности включена графа “Код” для соответствующего показателя. Обновленные коды статей приводятся в приложении к проекту распоряжения.

Форма №6 “Отчет о целевом использовании полученных средств” включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (союзов), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выехавшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Прочие организации могут применять показанную форму при оформлении соответствующих пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о барышах и убытках.

Что касается состава и объемов представляемой бухгалтерской отчетности, то ранее, сообразно Приказу Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н, действовали вытекающие правила:

  • субъекты малого предпринимательства, не обязанные коротать аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могли воображать отчетность по группам статей форм №1 (бухгалтерский баланс) и №2 (отчет о барышах и убытках) без расшифровки по отдельным показателям, а также имели право не воображать формы №№3-5 (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу), а также пояснительную писульку;
  • субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имели право не воображать в формы №№3-5 при отсутствии соответствующих данных;
  • некоммерческие организации также могли не формировать бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу (формы №№3-5) при отсутствии соответственных данных, однако им было рекомендовано включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);
  • общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выехавшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), не предоставляли конфигурации №№3-5 и пояснительную записку.

По новым правилам субъекты небольшого предпринимательства также могут предоставлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс и отчет о барышах и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации по статьям);
  • в состав пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о барышах и убытках не включаются отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств (формы №№3-4);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о барышах и убытках приводятся в случае, когда без знания соответственнее информации заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового позы организации или финансовых результатов ее деятельности.

В проекте новоиспеченного приказа также признаются утратившими силу:

  • Распоряжение Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”;
  • Распоряжение Минфина РФ от 31.12.2004 г. №135н “О внесении изменений в Директивы о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности”;
  • пп. 7, 8 и 9 распоряжения Минфина РФ от 18.09. 2006 г. №115н “О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету”.

Сравнительная таблица престарелых и новых форм бухгалтерской отчетности представлена ниже.

В цельном по основным формам бухгалтерской отчетности можно произнести, что она стала более сжатой, менее подробной. Для тонких организаций это удобно, т.к. позволяет им вести учет в сокращенном объеме, использовать меньше домовитых операций, применять объединенные синтетические счета, что в цельном упрощает учет. Плюсом является и то, что малым предприятиям можно использовать упрощенную систему формирования бухгалтерской отчетности. Что прикасается средних и крупных предприятий, то, по мнению заслуженного экономиста России И.Н. Ложникова (интервью сайту garant.ru), “подобные сокращения в разделах бухгалтерского баланса не могут гарантировать цельного представления об имущественном положении предприятия, то есть реализовать назначение баланса как формы бухгалтерской отчетности”.

В любом случае, вытекает ждать официальных разъяснений и решений Министерства финансов РФ сравнительно применения новых форм бухгалтерской отчетности, предлагаемых этим проектом.